МБДОУ города Кургана "Центр развития ребенка - детский сад №45 "Дельфин"
Семинар «Культура формирования здорового образа жизни всех участников образовательного процесса».Часть I Уважаемые педагоги! Давайте возьмемся за руки и с поклоном произнесем "Здравствуйте", желая друг другу в первую очередь здоровья. Древние утверждают, что во время поклона часть энергии как бы стекает с головы человека, т.е. кланяясь, мы по доброй воле обмениваемся энергией. Мы все связаны и тем воздухом, которым дышим и общей энергетикой и интересами. Сегодня нас объединил семинар. Итак, здравствуйте! Мы не ошибемся, если скажем, что во все времена человеческой истории здоровье было одним из самых больших желаний человека, некой абсолютной ценностью. "Будьте здоровы!" - говорят люди друг другу. "Желаем вам самого главного - здоровья!", говорят наши близкие. По большому счету здоровье было и остается дороже власти и богатства. Понятие “здоровье” имеет множество определений. Но самым популярным, и, пожалуй, наиболее емким следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: “Здоровье- это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов”. Важным в определениях здоровья считается отношение к нему самого человека, как к динамичному процессу, что допускает возможность целенаправленно управлять им. Именно поэтому, любое общеобразовательное учреждение (и в первую очередь детский сад) должно стать “школой здорового стиля жизни” детей, где любая их деятельность (учебная, спортивная, досуговая, а также прием пищи и двигательная активность и др.) будет носить оздоровительно-педагогическую. А так же способствовать воспитанию у них привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формированию навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья. Вокруг детей с самого раннего детства необходимо создавать такую учебно-воспитательную среду, которая была бы насыщена атрибутами, символикой, терминологией, знаниями, ритуалами и обычаями здорового образа жизни. Это приведет к формированию потребности вести ЗОЖ, к сознательной охране своего здоровья и здоровья окружающих людей, к овладению необходимыми для этого практическими навыками и умениями. Таким образом, сформированные традиции ЗОЖ становятся неотъемлемой частью жизни людей. При этом необходимо учесть, что образ жизни человека не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно. Зачастую у детей отсутствует заинтересованность в занятиях оздоровительного характера. Это связано с тем, что, во-первых, рекомендации по здоровому образу жизни насаждаются детям чаще всего в назидательной категорической форме и не вызывают у них положительных эмоциональных реакций, а во-вторых, сами взрослые редко придерживаются указанных правил в повседневной жизни, и дети хорошо это видят. Кроме того, выполнение необходимых правил здорового образа жизни требует от человека значительных волевых усилий, что крайне затруднительно для ребенка-дошкольника, имеющего недостаточно сформированную эмоционально-волевую сферу. Поэтому в работе с детьми важно помнить и соблюдать заповеди, сформулированные гениальным русским режиссером К. С. Станиславским: « Трудное надо сделать привычным, а привычное - легким и приятным». Исходя из этого, занятия оздоровительно-педагогического характера должны быть систематичными и комплексными, вызывать у ребенка положительные эмоциональные реакции, по возможности содержать элементы дидактической игры и двигательные упражнения. Кроме того, материалы подобных занятий должны находить отражение во всех режимных моментах дошкольного учреждения (учебных занятиях, режиме дня, занятиях физической культурой, воспитательных занятиях, в мероприятиях общего масштаба для всего детского сада). Купить здоровье нельзя, его можно только заработать собственными постоянными усилиями. Но для того, чтобы сохранить здоровье ребенка необходимо объединить усилия всех взрослых, окружающих его (родителей, воспитателей, врачей, учителей и др.), с целью создания вокруг него атмосферы наполненной потребностями, традициями и привычками здорового образа жизни. Таким образом, с ранних лет формируется определенная культура поведения и соответствующий стиль жизни. Знания, умения и навыки, заложенные в детском возрасте, станут прочным фундаментом для создания положительной мотивации к охране собственного здоровья во взрослой жизни. Часть II - Какие составляющие ЗОЖ необходимы каждому человеку? Докажите. Предлагаю педагогам разделиться на три команды, дать название команде, в соответствии с темой семинара. Работая над данной темой надо быть не только подкованным теоретически, но и быть эрудированными. “Пинг-понг” Представитель каждой команды выбирает вопрос для противоположной команды. • Скажите, пожалуйста, какое отношение могут иметь к нашему семинару букеты цветов, стоящие на столах? Ответ: При напряженном дне, насыщенном умственной работой и зрительном напряжением очень хорошо иметь в помещении композицию из цветов, имеющих белую, розовую, желтую и зеленую окраску. Эти цвета стимулируют нервную деятельность, т.к. меньше утомляют зрение, а зеленый – восстанавливает. А красивые цветы улучшают наше настроение. • Как Вы понимаете выражение: “голубая кровь”. Откуда возникло это выражение? Ответ: Голубая кровь существует у раков и морских червей. Происхождение понятия “голубая кровь” древнее, родом из Испании, где простые крестьяне отличались от богатых людей темной загорелой кожей. Белая кожа с хорошо просматриваемыми голубыми жилками была признаком благородства. Это перешло и в другие страны. • Какой музыкальный инструмент считается самым лечебным? Ответ: Фортепиано. • Что на свете самое сладкое? Ответ: Сон. • Еще португалец Санчес, лейб-медик при дворе императрицы Елизаветы, говорил, что во врачебной науке нет такого лекарства, которое бы по своей силе и целебности равнялось русской бане. Как оздоравливает баня? Ответ: 1) улучшает состав крови: повышает уровень гемоглобина, уничтожает болезнетворные микроорганизмы. 2) повышает устойчивость к холоду. 3) повышает устойчивость теплу. • Может ли любовь к комфорту принести вред человеку? Ответ: Существует инфекция, возникающая из-за этой любви. Это легионеллез. Возбудитель любит влажную среду. Заражение происходит при вдыхании мельчайших капелек инфицированной воды, образующихся в распылителях кондиционеров и душевых установок. Больше всего болезнь похожа на воспаление легких. Задание командам: составить памятку в виде модели, схемы на освоение детьми определенных правил ЗОЖ, продемонстрировать его командам-соперницам, которые должны декодировать данную модель. Оценивается: научность подхода, оригинальность исполнения. Каждая профессия, так или иначе, влияет на здоровье человека. Воспитывать детей - дело сложное: постоянные стрессы, необходимость сдерживать собственные чувства - все это воздействует на психику, а в конечном итоге и на физическое состояние педагога. Физическое и эмоциональное состояние педагога - существенные факторы, влияющие на его профессиональную деятельность. От самочувствия педагога зависят стиль и направленность взаимодействия с детьми, интенсивность, креативность и качество работы. Основные критерии психологического здоровья педагогов: - принятие себя, своих достоинств и недостатков, осознание собственной ценности и уникальности, своих способностей и возможностей; - принятие коллег и учеников, вне зависимости от возраста, статуса и национальности; - хорошо развитая рефлексия, умение распознать свои эмоциональные состояния, мотивы поведения, последствия поступков; - стрессоустойчивость, умение находить собственные ресурсы в трудной ситуации, вызванной неблагоприятными факторами рабочей среды. Здоровье педагога необходимо не только для его профессиональной деятельности, но и для здоровья детей, наших воспитанников. Здоровый педагог — здоровые дети. Командам предлагается составить «Советы коллеге по сохранению и укреплению эмоционального благополучия». По нашему общему убеждению «тройственный союз» педагогов ДОУ, воспитанников и их родителей может быть плодотворным и эффективным на пути формирования гармоничной, всесторонне развитой личности ребёнка. Решить вопросы всестороннего физического развития детей, вырастить их здоровыми можно только совместными усилиями родителей и работников детского учреждения. Координация воспитательной работы, проводимой в семье и детском саду, одна из важнейших задач педагогического коллектива. Так в каких же формах лучше всего осуществлять физическое воспитание ребёнка дома? Анализ анкет ….. Командам составить план работы по теме: «Пропаганда здорового образа жизни» (формы, варианты проведения в семье и ДОУ для семьи) Варианты ответов В семье: 1. Организация физкультурного досуга детей с родителями: дни здоровья; физкультурно-спортивные праздники (изготовление стандартного оборудования родителями для занятий и самостоятельной активности ребёнка); физкультурные развлечения; кроссы. 2. Семинары, лекции, беседы для родителей: «Режим для часто болеющих детей». «Закаливание ребёнка дома». «Питание ребёнка дома и в детском саду». «Профилактика глистных заболеваний». «Вредные привычки у родителей и их влияние на детей». 3. Анкетный тест-опрос родителей: «Путь к здоровью, силе и бодрости». «О здоровье всерьёз». «В хорошей ли вы форме?». В детском саду: режим дня по возрастным группам; утренняя гимнастика; гимнастика после сна; физминутки; закаливание (солевая дорожка, воздушные ванны, ионизация воздуха пихтовым маслом, употребление в пищу лука и чеснока, медальоны с эфирными маслами); физкультурно-спортивные праздники и развлечения; дни здоровья; профилактика ОРЗ (точечный массаж, чесночные медальоны); соблюдение санитарно-гигиенических требований; общие и групповые родительские собрания; витаминотерапия; индивидуальный подход к ребёнку; соблюдение адаптационного периода у вновь поступивших детей; осмотр детей медицинской сестрой; прививки. Подведение итогов. Система работы по формированию культуры здоровья всех участников воспитательно — образовательного процесса «дети — родители — педагоги» помогает коллективу в стремлении сберечь и укрепить физическое, психологическое, профессиональное здоровье. Стараемся прислушаться к словам французского философа и писателя Мишель Монтенью: «Здоровье — это драгоценность и при том единственная, ради которой действительно стоит не только не жалеть времени, сил, трудов и всяких благ, но и пожертвовать ради него частицей самой жизни, поскольку жизнь без него становится нестерпимой и унизительной». Здоровье педагога необходимо не только для его профессиональной деятельности, но и для здоровья детей, наших воспитанников. Здоровый педагог — здоровые дети! 28 апреля 2015 в 17:09
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.